Пациент в стомтаологическом кресле со страхом в глазах смотрит на врача
Не скрывайте от стоматолога свой страх
28.06.2018
Черная зубная паста для отбеливания
Отбеливание зубов: главное не навредить
28.06.2018
Показать все

Как зубная паста попала в тюбик

zahod

В одну уважаемую компанию, производящую зубную пасту, пришел как-то человек и предложил за 100 000 долларов продать секрет, который позволит увеличить ее продажи на 40 процентов. На фирме, переживавшей не лучшие времена, сначала ему отказали, полагаясь на собственные силы, но, не найдя решения, согласились принять условия доброжелателя.

Каково же было удивление всех, когда они услышали, что секрет успеха заключается… в увеличении диаметра выходного отверстия. Причем всего-то на один миллиметр: с пяти до шести!

Расчет был прост: на глаз трудно определить диаметр выдавливаемой пасты. Люди в основном ориентируются на длину. А расходуется она при большем диаметре, естественно, быстрее.

Давите зубную пасту по правилам

konetcКстати, о длине. Вы замечали, как щедро выдавливают пасту в рекламных роликах? Не задумываясь, большинство из нас, абсолютно не контролируя этот процесс, подражает увиденному. И покупают пасту чаще. На это и рассчитана реклама. Хотя стоматологи уверяют, что на одну чистку достаточно пасты величиной с горошину.

Такой банальный предмет, к которому мы не глядя протягиваем руку каждый день, оказывается, находится под пристальным взглядом не только маркетологов и стоматологов, но и экологов, историков, экономистов и даже поэтов. Да-да! Есть же «Песня о незакрытом тюбике с зубной пастой», рассказывающая грустную историю о том, как этот самый тюбик стал причиной разрыва отношений. Но ведь если серьезно, то именно он, оставленный в неположенном месте или выдавленный «не с того конца», иногда становится последней каплей терпения перед семейной ссорой.

Но шутки в сторону. Займемся вещами более серьезными.

День рождения тюбика

День_рождения_тюбикаГуляющая по многим сайтам дата рождения тюбика с зубной пастой – 22 мая 1892 года как минимум требует объяснений. Ведь существует рисунок тюбика, на который еще в 1874 году был выдан патент дантисту из Филадельфии Томасу Форстеру. Правда, нет никаких свидетельств, что ему удалось дать жизнь своему изобретению. Возможно, что он выпускал пасту, но в очень ограниченном количестве и не смог сделать ее продуктом, о котором заговорили.

Кто же был тем счастливчиком, которому не только удалось заполнить зубной пастой металлическую тубу, но и убедить всех, что это величайшее достижение? Большинство источников связывают этот успех с именем Вашингтона Шеффилда, дантиста из Нью-Лондона, штат Коннектикут. Он делал средства для чистки зубов для своих пациентов, спрос на них был хороший. И доктор имел веские причины наладить их массовое производство.

В архиве сохранилась старая Книга учета самой крупной в его городе аптеки. И запись в ней свидетельствует о продаже зубной пасты Dr. Sheffield’s Crème Angelique Dentifrice в тюбиках уже в декабре 1880 года. А 12 марта 1881 года в местной газете было помещено объявление, рекламировавшее эту пасту. Но лишь спустя несколько лет, а именно в 1892 году Шеффилд решил заняться производством самих тюбиков и видимо с момента запуска его собственной фабрики принято отсчитывать жизнь тюбика зубной пасты.

Гонка конкурентов

Гонка_конкурентов1Свои права на первенство предъявляет, правда, один из современных лидеров в производстве зубных паст компания «Колгейт». Но согласно большинству источников свою Colgate Ribbon Dental Creme («ribbon» в переводе с английского «лента») она начала выпускать только в 1896 году. То есть позже, чем Шеффилд в Коннектикуте стал делать сами тюбики, и значительно позже того времени, когда он наполнил первый тюбик своей зубной пастой.

«Ленточной» паста от «Колгейт» называлась не случайно. Отверстие у тюбика было прямоугольной формы и паста благодаря этому, как уверяли производители, очень аккуратно ложилась на зубную щетку, «не соскальзывая с нее». Интересно, что тубы с прямоугольным выходом делал и Шеффилд. Но почему-то в конце концов все остановились на отверстии круглой формы.

Гонка_конкурентов2В гонке за лидерством признанные гранды современного производства, похоже, мало обращают внимания на то, какие аргументы приводят их коллеги. Компания «Джонсон и Джонсон» тоже настаивает на том, что именно она является производителем первой зубной пасты в тюбиках. И на своем сайте демонстрирует в качестве доказательства архивные документы. Согласно им, компания продавала по цене 25 центов за тюбик зубную пасту Zonweiss , рекламируя ее как товар для путешественников, в 1889 году. Следите за датами? Шеффилд уже лет восемь, как выпускал эти самые тюбики…

Есть и в Европе свои кандидаты на первенство, идущие с американцами ноздря в ноздрю. В 1887 году в пригороде Вены Иоганном Саргом, немцем по происхождению, было налажено производство зубной пасты «Калодонт» в тюбиках, выход которой на рынок сопровождался яркой рекламной кампанией. Предприимчивый немец с успехом сбывал свою продукцию в Америке. В Европе она была настолько популярной, что для многих слово «калодонт» вообще стало синонимом зубной пасты.

Вначале были краски

Но сколько бы ни спорили аптекари и дантисты, кто первым предложил выдавить пасту из тюбика на зубную щетку, никому из этой уважаемой компании не принадлежит идея самой упаковки. Такой простой и сегодня привычной, но не знакомой людям почти до середины XIX века. Металлический тюбик был придуман художником Джоном Рэндом для хранения красок – чтобы они не высыхали и чтобы удобнее было брать их с собой на природу.

Он запатентовал свое изобретение в 1841 году, причем и в США, и в Европе. Оспорить его первенство не сможет никто.

Зубная паста была лишь одним из продуктов, которыми со временем начали наполнять тюбики. И считается, что она была самым первым массовым производством предметов повседневного спроса в подобной упаковке.

Зубная паста завоевывает мир

Зубная_паста_завоевывает_ мир1Ну а до того, как зубная паста попала в тюбик, ее не было вообще? Была. И зубная паста была, и зубной порошок был. Делали их дантисты и аптекари и продавали в стеклянных банках и бумажных пакетах. Порошок часто рассыпался, а использование пасты никак нельзя было отнести к числу гигиеничных процедур. Ведь приходилось каждый раз окунать щетку в банку, причем не факт, что индивидуальную.

Новая упаковка наделила зубную пасту солидным преимуществом в борьбе с зубным порошком, ликвидировав эти неудобства. Металлическая туба сохраняла пасту в нужной консистенции, не давая ей засохнуть. И на зубную щетку она попадала самым что ни на есть гигиеничным способом. Тюбик дал зубной пасте шанс завоевать мир.

Сколь быстрыми темпами шла экспансия нового продукта, проследить достаточно сложно. Но в России, например, о нем точно знали еще до первой мировой войны. Чтобы убедиться в этом, достаточно полистать старые газеты. И в начале прошлого века производители зубных паст не обходились без рекламы своего товара. За что, кстати, им большое спасибо. Иначе б не узнали мы, что в Санкт-Петербурге в парфюмерных и аптекарских магазинах можно было за 40 копеек купить «глицериновый зубной крем для чистки зубов» «Дентинъ», доставленный из Вены.

Зубная_паста_ завоевывает_ мир2Во время нэпа в Москве, на Ольховской улице в доме №14 открывает свою лабораторию крупнейший на тот момент производитель зубных паст в мире компания «Лео-Дрезден». В газетном объявлении это «концессионное предприятие» извещало, что производит «всевозможную косметику, а также всемирно-известную зубную пасту». А в своем тубочном отделении делает «тубы всякой величины»: «вырабатываются из свинца, олова, а также свинцовые, крытые оловом внутри и снаружи».

Сохранились плакаты той самой «всемирно-известной пасты». В 1926 году свою ослепительную улыбку жителям молодой Страны Советов почему-то демонстрировал с тюбиком «Хлородонта» в руках чернокожий юноша, а в 1929 году белозубым аккуратным ротиком улыбалась утонченная девица. Конкуренцию «Хлородонту» в это время в России составлял «Калодент» от «Джонсон и Джонсон».

Зубная_паста_завоевывает_ мир3И достоверно (тоже спасибо рекламе!) известно, что уже в 30-е годы в СССР было собственное производство. Поэтому встречающееся в большинстве интернет-источников указание на 50-е годы XX века как время начала знакомства с зубной пастой в нашей стране неверно. Связана эта неточность скорее всего с тем, что именно в послевоенные годы все население – и взрослых, и детей – начали активно приучать к гигиене полости рта и чистящей субстанции в тюбиках.

Бумажные и жестяные коробочки с порошком однако не так быстро были вытеснены с полочек ванных комнат современной стильной тубой. Люди с трудом отказываются от своих привычек. А кто-то еще и в наше время предпочитает чистить зубы порошком.

Борьба до последней капли

Борьба_ до_ последней_ каплиС годами менялся материал из которого делали тюбики. Самые первые были из олова и свинца. Накануне первой мировой войны рынок постепенно стали завоевывать тубы из алюминия, которые доказали свое полное превосходство к концу 30-х годов. И потом они, можно сказать, царствовали полвека, пока в1980-х годах не начали использовать для производства туб пластмассу. Сейчас пасту в основном упаковывают в ламинатные тубы. Они хорошо держат форму и выглядят очень привлекательно.

Ну а сам тюбик остался практически без изменений. Раз и навсегда решив проблему, как заполнять тубу зубной пастой, инженерная мысль переключилась на то, как зубную пасту из тюбика правильно извлекать.

Первым здесь был опять же американец Вашингтон Шеффилд. Он запатентовал специальный ключ, с помощью которого можно было легко и аккуратно сворачивать тюбик, «не повреждая пальцы», как указывалось в газетном объявлении. Нам, привыкшим к податливому пластику, сложно представить, насколько трудно было справляться с теми самыми первыми тюбиками. Но даже когда тюбики стали делать из более мягкого материала, производство «ключей» к ним не было остановлено. Их придумали в тысячах вариаций, а продали миллионы. Совсем простой конструкции и более сложные агрегаты, от дешевеньких пластмассовых до сделанных из благородных металлов ценой в десятки долларов.

 Оригами нам в помощь

Оригами_нам_в_помощьИсследовательская мысль не стоит на месте. И в последнее время появилось несколько весьма интересных предложений по переустройству самой тубы. Движет изобретателями все та же мысль: как извлечь из тюбика все его содержимое. Ведь по самым скромным подсчетам в тюбике, когда он отправляется в мусорное ведро, остается еще примерно 5 процентов продукта.

Если сделать тюбик с дыркой на широком его конце, то, продев в нее палец и придав тюбику вращательное движение, процент потерь можно уменьшить. Так уверяют четверо студентов университета Данкук в Южной Корее, придумавших такой тюбик. Пасту в тюбике при вращении сгоняет ближе к отверстию.

Еще одна интересная дизайнерская идея принадлежит студентке из Аризоны Николь Паннуццо. Она предложила изменить тубу до неузнаваемости. Вдохновлялась Николь оригами – древнекитайским искусством складывания фигурок из бумаги. Сложность состояла в том, что тюбик не только должен аккуратно складываться, при этом эффективно продвигая пасту, но еще быть устойчивым. Студентка успешно справилась с этой задачей, разработав новый дизайн для пасты компании «Колгейт».

Ну а еще двое корейцев – Сан Ми Ю и Вонг Сан Ли вообще предлагают отправить привычный тюбик на свалку как неудобную в использовании и переработке тару. Зубную пасту, считают они, нужно разливать в бумажные пакеты – наподобие упаковки молока и соков.

Конечно, все авторы идей экономного отношения к зубной пасте заботятся не только о кармане потребителей, но и об охране окружающей среды: сейчас это очень модное веяние, особенно среди молодежи. Можно убеждать себя в том, что сравнительно небольшой в общем объеме мусора тюбик вряд ли принесет серьезный вред окружающей среде. Но ведь из самой малости со временем вырастают горы. А тубы для зубной пасты не относятся к числу легко поддающейся переработке упаковке.

 Не душите тюбик!

Не_душите_тюбикОднако наш народ, судя по обсуждениям на форумах, все-таки больше тревожит вопрос о неиспользованной пасте. А одно уважаемое издание в качестве антикризисной меры даже однажды предложило своим читателям, красочно проиллюстрировав, два способа «засовывания» обратно в тюбик нечаянно выдавленного продукта. В случае такой оплошности с пластмассовой тубой авторы советовали воспользоваться одноразовым шприцем, а в металлическую просто затолкать пасту, развернув тюбик со стороны фальца. Все это на полном серьезе, не по поводу 1 апреля.

Ну а напоследок все-таки шутка карикатуриста: как узнать характер человека по тюбику зубной пасты.

Давит тюбик посередине – значит часто действует под влиянием эмоций, но человек приятный, душа компании. Сворачивает в трубочку – любит экономить и может оказаться скрягой. Берет тюбик почти за шею? Упрямый и бестолковый. Тюбик остается у него нетронутым? Здесь и пояснения не нужны. С точки зрения стоматологов, это конченый человек.

Комментарии закрыты.