Россия, Москва, улица Михайлова
Телефон:
+7 (926) 220-35- Показать номер
Пн-вс: 09:00—21:00
whatsapp telegram vk email

Возрастные психологические кризисы у детей. Кризис 3-хлетнего возраста и его особенности

Особенности поведения детей в кризисный период

Некоторые трехлетние дети проходят кризисный этап легко, особенно в семьях с несколькими детьми, где малыш имеет свободу. Однако большинство детей и их родителей сталкиваются с кризисом трех лет, описанным Л.С. Выгодским как «семизвездие симптомов».

  1. Негативизм – ключевой признак кризиса. Ребенок может игнорировать требования родителей (пассивный негативизм) или активно возражать и отказываться (активный негативизм). Например, фразы «Давай оденемся» или «Может, почитаем?» часто вызывают ответ «Нет!». Такое поведение может быть направлено против матери, в то время как с отцом или воспитательницей ребенок более послушен.

  2. Упрямство. Ребенок настойчиво добивается своего, даже если уже осознал, что желаемое недоступно. Упрямство часто бессмысленно: например, ребенок может отказываться идти домой после прогулки, несмотря на усталость и ожидание мультфильмов.

  3. Строптивость. Это склонность действовать вопреки нормам. Когда мама говорит: «Мы аккуратно складываем вещи», малыш может высыпать игрушки. В отличие от негативизма, строптивость направлена ко всем взрослым и служит для самоутверждения.

  4. Своеволие. Ребенок игнорирует советы и действует по своему усмотрению. Его поступки основываются на желаниях, и ни просьбы, ни угрозы не могут его остановить. Например, несмотря на предупреждение «Не иди в лужу», малыш забегает в воду.

  5. Бунт-протест. Ребенок начинает конфликтовать с родителями, что ранее было ему не свойственно. Протест может проявляться в истериках, криках, слезах и падениях на пол.

  6. Стремление к деспотизму. Проявляется в капризах и грубом обращении с родителями. Ребенок требует полного подчинения окружающих, например, брат должен освободить стол, а мама должна сидеть рядом. Такая позиция часто формируется в семьях, где ребенка чрезмерно балуют.

  7. Обесценивание. Ребенок начинает конфликтовать с родителями, ссорится с друзьями, ломает игрушки и отказывается от привычной пищи.

Симптомы кризиса возникают из-за внутреннего конфликта: желания ребенка и его возможностей не совпадают. Он чувствует себя взрослым, считает, что может справиться с любыми задачами, но ему не хватает знаний и навыков. Родители, продолжая контролировать его, вызывают недовольство и проявление симптомов.

Для трехлетнего ребенка характерно:
— Завышенная самооценка, помогающая осваивать новые виды деятельности.
— Неустойчивый эмоциональный фон, приводящий к вспышкам гнева по незначительным поводам.
— Низкий уровень самоконтроля, действия продиктованы сиюминутными желаниями.
— Неспособность предвидеть последствия своих поступков, так как мозг еще не готов к формированию причинно-следственных связей.

Эти особенности нормальны для детей 3-4 лет и не свидетельствуют о психологическом кризисе.

Врачи отмечают, что кризис трехлетнего возраста является важным этапом в развитии ребенка. В этот период дети начинают активно проявлять свою индивидуальность, что может сопровождаться капризами и протестами. Психологи подчеркивают, что это время, когда малыш осознает себя как отдельную личность, что может вызывать страх и неуверенность. Родители часто сталкиваются с трудностями в общении, так как ребенок начинает отстаивать свои желания и потребности. Важно, чтобы взрослые проявляли терпение и понимание, поддерживая ребенка в этом непростом процессе. Специалисты рекомендуют использовать игры и диалоги для облегчения адаптации к новым эмоциям и переживаниям, что поможет ребенку научиться справляться с кризисом и укрепит связь с родителями.

Кризис 3 Лет | 8 Проявлений Кризиса Трех Лет | Что Нужно Знать о Кризисе Трех Лет | @FamilyisКризис 3 Лет | 8 Проявлений Кризиса Трех Лет | Что Нужно Знать о Кризисе Трех Лет | @Familyis

Основные причины конфликтов

Конфликты между трехлетним ребенком и его родителями или няней могут возникать по незначительным причинам, связанным как с действиями малыша, так и с поведением взрослых.

С точки зрения ребенка конфликт может быть вызван:

Стремлением настоять на своем. Позиция «будет так, как я скажу» характерна для трехлеток. Это тренировка настойчивости и силы воли, а также проверка возможностей управления окружающими. Эти навыки полезны в будущем, поэтому важно не подавлять их. Родителям следует научить ребенка находить компромиссы, а не демонстрировать, кто главный. Повышение голоса может решить проблему, но негативно скажется на формировании личности. Ребенок может стать тираном или жертвой. Родителям нужно запастись терпением и объяснять, как находить взаимовыгодные решения.

Привлечение внимания. Ребенок стремится привлечь внимание всеми доступными способами: слезами, криками, порчей вещей или обидой на братьев и сестер. Родителям важно четко объяснить, когда они смогут уделить время: «Сейчас я закончу, и мы поиграем».

Попытки манипулировать. Малыш пытается управлять действиями семьи, вызывая страх, жалость или ревность. Если он не хочет есть или одеваться, может делать это медленно, чтобы получить помощь. Если ребенок освоит такую модель поведения, в будущем он может стать манипулятором. Объясняйте, что такими методами ничего не добиться, и что нужно вежливо просить о помощи.

Игнорирование требований родителей. Ребенок может казаться, что не слышит обращенных к нему слов. Он может быть занят или сознательно игнорировать просьбы. Установите зрительный контакт, присаживайтесь рядом и ждите ответа.

Стремление получить желаемую вещь. Желания нормальны, особенно для ребенка. Будьте готовы к тому, что он будет требовать много того, что увидит в рекламе или у других детей. Не всегда возможно удовлетворить эти желания сразу. Спокойно объясните, что сейчас не можете это дать: «Я понимаю, что ты этого хочешь. Давай купим в другой раз или подождем до дня рождения». Это поможет ребенку понять, что желания могут исполняться, но для этого нужно подождать.

Стремление к развлечениям. Дети любят мультфильмы, качели и игры. Любая попытка прервать развлечение вызывает недовольство, и ребенок проявляет его по-своему, пытаясь переубедить взрослого.

Родители также могут провоцировать конфликт неправильными действиями:

Строгий стиль воспитания. Чрезмерная строгость и частые запреты ограничивают деятельность ребенка. В три года он нуждается в исследовании мира и проявлении фантазии. Относитесь с пониманием к его потребностям, чтобы избежать отставания в развитии. Недостаток похвалы мешает формированию адекватной системы ценностей.

Гиперопека. Когда все члены семьи сосредоточены на ребенке и выполняют все его требования, это может привести к кризису. Такая атмосфера способствует манипуляциям и развитию истероидного типа характера.

Недостаток внимания со стороны родителей. Найдите время для общения с ребенком. В этом возрасте ему необходимо 14 объятий в день для нормального развития. Доброжелательное общение – основа психического здоровья и нормального развития.

Помните, что поведение ребенка может ухудшаться, если он болен, голоден или не выспался. В такие моменты ему жизненно необходимы внимание и забота.

Проявление кризиса 3-х лет Причина Стратегии преодоления
Упрямство, негативизм («нет!») Стремление к самостоятельности, утверждению себя как личности, проверка границ дозволенного. Предлагать выбор, а не диктовать; давать возможность принимать решения в рамках допустимого; терпеливо объяснять причины запретов; поощрять самостоятельность в безопасных рамках.
Нарушение режима дня, капризы Стресс от необходимости подчиняться правилам, несоответствие между желаниями и возможностями. Гибкость в рамках режима; постепенное введение новых правил; ритуалы, предсказуемость; понимание и принятие эмоций ребенка.
Эмоциональная лабильность (резкая смена настроения) Незрелость нервной системы, трудно контролировать эмоции. Создавать спокойную и предсказуемую обстановку; помогать ребенку называть и выражать свои эмоции; учить способам саморегуляции (дыхательные упражнения, игры).
Протест против помощи взрослых Желание доказать свою самостоятельность и компетентность. Позволять ребенку делать что-то самостоятельно, даже если это занимает больше времени; предлагать помощь, но не настаивать; хвалить за успехи.
Появление страхов Непонимание окружающего мира, фантазии, негативный опыт. Разговаривать о страхах, слушать ребенка; создавать безопасную обстановку; использовать игры и сказки для проработки страхов.
Упрямое повторение одних и тех же действий Потребность в контроле и предсказуемости; способ самоутверждения. Не обращать внимания на незначительные повторения; предлагать альтернативные варианты действий; постепенно менять ритуалы.

Возрастные психологические кризисы у детей, особенно в три года, вызывают много обсуждений среди родителей и специалистов. В этом возрасте малыши начинают активно исследовать мир, проявляя независимость и стремление к самовыражению. Однако это также время, когда они сталкиваются с внутренними конфликтами и эмоциональными бурями. Многие родители отмечают, что их дети становятся капризными, часто плачут и проявляют упрямство. Психологи объясняют это стремлением к автономии и необходимости установить границы. Важно помнить, что этот кризис — естественная часть развития, и поддержка со стороны взрослых играет ключевую роль. Родители могут помочь, проявляя терпение и понимание, а также создавая безопасную среду для самовыражения ребенка.

Кризис 3 лет | Почему возникает | Как справлятся | Как предотвратитьКризис 3 лет | Почему возникает | Как справлятся | Как предотвратить

Как родителям вести себя в кризисный период?

В период кризиса трех лет главная задача ребенка — утвердить себя как независимую личность. Он ожидает от родителей взрослого отношения, но еще не обладает необходимыми навыками. Родителям важно проявлять терпение и помогать, когда это нужно.

Рекомендации для улучшения общения с ребенком и преодоления кризиса

Сохраняйте спокойствие. Избегайте слез, криков и оскорблений. Такие реакции показывают слабость и могут научить ребенка истеричному поведению. Не отстаивайте свои позиции криком или наказаниями, иначе он может вырасти безвольным.

Соблюдайте режим дня. Убедитесь, что ребенок получает еду и ложится спать вовремя. В этом возрасте нервная система чувствительна, и недосып или нехватка пищи могут вызвать раздражительность. Придерживайтесь распорядка, особенно для гиперактивных детей.

Пресекайте попытки манипуляции. Дайте понять, что истерики не приведут к желаемому результату: «Мы поговорим, когда ты успокоишься». Научите ребенка конструктивным способам решения проблем.

Отделяйте ребенка от его поведения. Напоминайте, что любите его независимо от поступков. Выражайте недовольство поведением, а не личностью. Используйте фразы, описывающие действия: «Мне не нравится, как ты себя ведешь».

Научите его слову «нельзя». Запреты помогут ребенку различать «хорошее» и «плохое». Объясняйте, почему что-то нельзя делать, используя короткие и ясные фразы. Запреты должны быть последовательными и не слишком частыми.

Установите четкие правила. Создайте список правил, которые нельзя нарушать: «Нельзя бить маму. Нельзя бросать еду». Оформите его в виде плаката и договоритесь соблюдать. Не отменяйте запреты в зависимости от настроения.

Выполняйте свои обещания. Если пообещали выключить телевизор через пять минут, сделайте это. Если пригрозили лишить ребенка планшета за непослушание, выполните угрозу. Это поможет сохранить авторитет.

Занимайте ребенка. Трехлетние дети полны энергии. Долгие прогулки и активные игры помогут утомить его, после чего он будет предпочитать спокойные занятия.

Предлагайте «выбор без выбора». Чтобы добиться послушания без споров, предложите два варианта, приемлемых для вас. Например: «Ты будешь кушать ложкой или вилкой?».

Отвлекайте. Если ребенок начинает выражать недовольство, отвлеките его внимание. Общайтесь с ним как со взрослым и предложите интересные темы для разговора.

Пресекайте истерики. Если удастся сделать это на ранних стадиях, будет лучше. Сообщите ребенку, что он может рассказать о своих желаниях, когда успокоится. Не реагируйте на его крики и плач.

Выработайте четкую тактику поведения. Все взрослые члены семьи должны придерживаться одной линии поведения. Противоречия только усугубляют кризис.

Демонстрируйте свои эмоции и называйте их словами. Например, «Мне приятно, когда ты сам одеваешься». Это поможет ребенку понять, что эмоции можно выражать словами.

Уважайте стремление к самостоятельности. Это единственный способ научиться новому. Будьте терпеливы и не критикуйте, готовьтесь помочь, когда он попросит.

Спрашивайте совета и просите о помощи. Например, «Что ты хочешь на ужин?» Это подчеркивает значимость ребенка и снижает вероятность бунта.

Хвалите ребенка и говорите о нем хорошо в его присутствии. Рассказывайте другим о его достижениях. Это станет мотивацией для хорошего поведения.

Используйте перчаточные куклы для домашнего театра. Ребенок с большей охотой выполнит просьбу куклы, чем мамину. Игрушка поможет уговорить его поесть или одеться.

Дайте ребенку возможность выплеснуть эмоции. Ролевые игры помогут в этом. Позвольте ему выразить эмоции, чтобы предотвратить приступ гнева.

Когда нельзя уступать ребенку?

Существуют моменты, когда мягкость может негативно сказаться на ребенке.

Вопросы здоровья и безопасности. Если малыш находится в опасной ситуации, например, на подоконнике, его нужно быстро убрать, а не уговаривать спуститься. При необходимости принять лекарство или закапать уши родители должны быть настойчивыми. Чрезмерная мягкость в таких случаях может привести к серьезным последствиям.

Игнорирование интересов других членов семьи. Ребенок может управлять своими делами и временем, но не должен контролировать жизнь других детей или родителей. Ему позволено быть равным, но не занимать доминирующее положение в семье.

Истерика – не повод для уступок. Если позволить ребенку криком добиться своего, это сформирует у него плохую привычку. Лучше дождаться окончания истерики, которая обычно длится не более 6 минут. Затем успокойте его, объясните ситуацию или отвлеките. Похвалите ребенка за то, что он смог успокоиться.
Кризис трех лет проходит легче в семьях с правильными отношениями между родителями и детьми. Если проявления кризиса остаются ярко выраженными, наберитесь терпения — возрастной кризис редко длится дольше полугода. Ваша главная задача в этот период – помочь ребенку стать уверенной в себе и творческой личностью, что обеспечит ему успех в будущем.

Возрастная психология: ранний возраст, кризис 3х лет, дошкольный возраст, кризис 7 летВозрастная психология: ранний возраст, кризис 3х лет, дошкольный возраст, кризис 7 лет

Вопрос-ответ

Что такое кризис 3-х лет простыми словами?

Кризис трех лет — это возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребенка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

Каковы 7 признаков кризиса трёх лет?

Семь симптомов кризиса. Кризис трёх лет может выражаться в проявлении таких симптомов, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму.

Какой самый сложный период у детей?

Кризис новорожденности. Это первый этап, который переживает каждый человек сразу после рождения. Этот период считается одним из самых сложных в жизни малыша, так как он сопровождается резким переходом от одного состояния к другому.

Советы

СОВЕТ №1

Обеспечьте ребенку стабильную и безопасную среду. Важно создать атмосферу, где малыш будет чувствовать себя защищенным и уверенным. Это поможет ему легче справляться с эмоциональными колебаниями, характерными для кризиса трехлетнего возраста.

СОВЕТ №2

Слушайте и поддерживайте ребенка. В этот период дети начинают проявлять свою индивидуальность и могут испытывать трудности в выражении эмоций. Будьте терпеливы, выслушивайте их и помогайте находить слова для описания своих чувств.

СОВЕТ №3

Стимулируйте самостоятельность. Позвольте ребенку принимать небольшие решения и выполнять простые задачи самостоятельно. Это поможет ему развивать уверенность в себе и снизить уровень стресса, связанного с кризисом.

СОВЕТ №4

Обсуждайте изменения в поведении. Поговорите с ребенком о том, что происходит с ним и почему он может чувствовать себя иначе. Это поможет ему осознать свои эмоции и научиться справляться с ними более эффективно.

Ссылка на основную публикацию
Похожее