Россия, Москва, улица Михайлова
Телефон:
+7 (926) 220-35- Показать номер
Пн-вс: 09:00—21:00
whatsapp telegram vk email

Заикание. Причины, виды, лечение патологии и советы.

Статистика

Логоневроз чаще встречается у детей, чем у взрослых. Распространенность заикания среди детей варьируется от 0,75 до 7,5%, в зависимости от региона и условий жизни, а также возраста.

Мальчики заикаются в три-четыре раза чаще, чем девочки. Дети из детских домов подвержены заиканию больше, чем те, кто посещает обычные детские сады и школы. Ранний разрыв связи с родителями может негативно влиять на психическое состояние и вызывать стресс.

В сельских районах заикание встречается реже, что связано с более спокойной атмосферой.

У большинства детей заикание проходит с возрастом, и лишь 1-3% взрослых продолжают испытывать эту проблему. Вероятность развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%, что указывает на наследственную предрасположенность.

Врачи отмечают, что заикание является сложным неврологическим расстройством, которое может проявляться в разных формах. Основные причины его возникновения включают генетическую предрасположенность, неврологические нарушения и психологические факторы. Специалисты выделяют несколько видов заикания: невротическое, психогенное и органическое. Лечение данной патологии требует индивидуального подхода и может включать логопедическую терапию, дыхательные упражнения и, в некоторых случаях, медикаментозное лечение. Важно, чтобы пациенты получали поддержку не только от врачей, но и от близких, что способствует более эффективному преодолению проблемы. Врачи подчеркивают, что ранняя диагностика и комплексный подход к лечению могут значительно улучшить качество жизни пациентов.

Заикание у детей: причины и лечение заикания у детейЗаикание у детей: причины и лечение заикания у детей

Интересные факты и история

Упоминания о заикании имеют долгую историю. Некоторые египетские фараоны, персидский царь Бат, пророк Моисей (по описаниям, у него был дефект речи, напоминающий заикание) и философ Демосфен, римский поэт В.

Причина заикания Вид заикания Методы лечения
Нейробиологические факторы (генетическая предрасположенность, нарушения в работе мозга) Клоническое заикание (повторение звуков, слогов) Логопедическая терапия (упражнения на дыхание, артикуляцию, ритмику речи)
Психологические факторы (стресс, тревожность, эмоциональные травмы) Тоническое заикание (пролонгация звуков) Психотерапия (когнитивно-поведенческая терапия, релаксационные техники)
Неврологические факторы (органическое поражение головного мозга) Смешанное заикание (комбинация клонического и тонического) Медикаментозная терапия (в некоторых случаях, при сопутствующих неврологических заболеваниях)
Речевые факторы (быстрый темп речи, неправильное дыхание) Заикание с сопутствующими нарушениями речи (дислалия, дизартрия) Комплексный подход (логопедия, психотерапия, медикаментозная терапия при необходимости)
Социальные факторы (высокие требования к речи, негативное отношение окружающих)
Неизвестные причины

Заикание — это нарушение речи, которое вызывает множество вопросов и обсуждений. Люди часто делятся своими мнениями о причинах этого состояния. Некоторые считают, что заикание связано с наследственностью, другие указывают на психологические факторы, такие как стресс или травмы в детстве. Существует несколько видов заикания: невротическое, физиологическое и психогенное, каждый из которых требует индивидуального подхода к лечению.

Методы коррекции могут варьироваться от логопедических занятий до психотерапии. Важно отметить, что поддержка со стороны близких играет ключевую роль в процессе лечения. Многие пациенты отмечают, что открытое обсуждение своей проблемы помогает снизить уровень стресса и улучшить качество жизни. Общество постепенно начинает осознавать, что заикание — это не просто недостаток, а сложная патология, требующая понимания и терпения.

► ЗАИКАНИЕ: эффективное лечение только одно! | Мацпен► ЗАИКАНИЕ: эффективное лечение только одно! | Мацпен

Знаменитости, страдавшие от заикания

У Брюса Улисса заикание начало проявляться в старших классах после развода родителей. Однако, участвуя в театральных постановках, он заметил, что на сцене его речь становится свободной. Этот опыт вдохновил его активно заниматься театром и повлиял на выбор профессии.

Многие известные личности также преодолели заикание. Среди них Уинстон Черчилль, ставший выдающимся оратором и лауреатом Нобелевской премии по литературе, Король Георг VI, Сэр Исаак Ньютон, Элвис Пресли, Сэмюэль Л. Джексон, Мэрилин Монро, Жерар Депардье и Энтони Хопкинс.

Анатомия и физиология речи

Речевой аппарат делится на центральную и периферическую части.

Заикание. Как лечить заикание.Заикание. Как лечить заикание.

Центральный отдел

  • Лобные доли коры головного мозга управляют мышцами, участвующими в устной речи — это центр Брока. Он начинает функционировать в течение первого года жизни.
  • Височные доли отвечают за восприятие речи — это слуховой центр Вернике.
  • Теменные доли обеспечивают понимание речи.
  • Затылочные доли (зрительная область) отвечают за восприятие письменной речи.
  • Подкорковые структуры (ядра серого вещества под полушариями) отвечают за ритмичность и выразительность речи.
  • Проводящие пути (группы нервных волокон) связывают участки головного и спинного мозга.
  • Черепно-мозговые нервы отходят от ствола головного мозга и иннервируют мышцы речевого аппарата, шеи, сердца и органов дыхания.

Важно знать!

У правшей активнее левое полушарие, у левшей — правое.

Периферический отдел

  • Дыхательный аппарат отвечает за поступление воздуха и включает трахею, грудную клетку, бронхи и легкие. Речь формируется во время выдоха, который длится в 20-30 раз дольше вдоха.
  • Голосовой аппарат создает голос и состоит из гортани и голосовых связок.
  • Артикуляционный аппарат формирует звуки речи и включает язык, губы, челюсти, твердое и мягкое небо, зубы и их альвеолы.

* Язык — самый подвижный элемент артикуляции. Его мышцы изменяют форму, напряжение и положение, что критично для образования всех гласных и большинства согласных звуков.

К нижней части ротовой полости от центра нижней поверхности языка прикрепляется уздечка — складка слизистой, ограничивающая движения языка.

* Твердое и мягкое небо изменяют форму ротовой полости, создавая щели и смычки, что способствует образованию звуков.

Слаженная работа периферического и центрального речевого аппарата формирует речевой круг.

Механизм формирования речи

В моторной области речи головного мозга, центре Брока, возникает сигнал, который передается через черепно-мозговые нервы к периферийным отделам речи: дыхательному, голосовому и артикуляционному.

Сначала активируется дыхательный отдел: поток выдыхаемого воздуха проходит через сомкнутые голосовые связки, вызывая их колебания. Формируется голос, высота, сила и тембр которого зависят от частоты этих колебаний.

Затем голос преобразуется в артикуляционном отделе: звуки речи возникают благодаря движениям губ и взаимодействию языка с небом, зубами и их альвеолами.

Сформированные звуки проходят через речевые резонаторы — полости рта, носа и глотки. Эти резонаторы изменяют форму и объем, придавая звукам уникальный тембр, громкость и четкость.

По принципу обратной связи звуки и слова, воспринимаемые слухом, возвращаются от периферических речевых органов в ассоциативный отдел (слуховой центр Вернике, теменная доля коры головного мозга) для анализа.

Таким образом, формируется речевой круг: импульсы движутся от центра к периферии, затем обратно к центру и снова к периферии, образуя замкнутый цикл.

Если в этом процессе возникает ошибка, центральные отделы речи получают информацию о проблеме в периферическом речевом органе. Затем из центрального отдела отправляется сигнал к периферийным органам речи для исправления произношения. Этот механизм продолжает функционировать до достижения синхронизации работы речевых органов и слухового контроля.

Механизм развития заикания

Сложный и еще не полностью изученный процесс.

Существует мнение, что под воздействием различных факторов происходит перевозбуждение центра Брока, что приводит к его повышенному тонусу. Это увеличивает скорость его функционирования и открывает речевой круг.

Затем перевозбуждение распространяется на соседние участки коры головного мозга, отвечающие за двигательные функции. Это вызывает судороги мышц, задействованных в речи (языка, губ, мягкого неба и других). После этого центр Брока вновь расслабляется, замыкая речевой круг.

Таким образом, заикание возникает из-за сбоя в согласованной работе органов речи при произнесении звуков, вызванного судорогой в одном из отделов речевого аппарата (язык, небо и другие).

Судороги могут возникать как в мышцах, отвечающих за формирование звуков, так и в дыхательных мышцах. Это приводит не только к заиканию, но и к нарушениям дыхания (ощущение нехватки воздуха).

Заикание чаще всего проявляется на согласных звуках, в то время как на гласных — реже. Запинки наиболее часто наблюдаются в начале или середине речевого потока.

Новая теория в развитии заикания

Профессор Джералд Магуайр из Калифорнийского университета исследовал связь между заиканием и уровнем дофамина, вещества, регулирующего функции мозга. Если гипотеза подтвердится, могут быть разработаны препараты для снижения уровня дофамина. Это позволит людям, страдающим заиканием, уверенно выступать на сцене после приема таблетки.

Причины развития заикания

Вопросы заикания продолжают вызывать споры среди специалистов. Исследователи согласны, что это нарушение связано с несколькими факторами: генетической предрасположенностью, состоянием нервной системы и особенностями формирования речи.

Наличие этих факторов не всегда приводит к заиканию; они могут служить триггерами. Развитие заикания зависит от состояния центральной нервной системы и тонуса двигательного речевого центра Брока.

Заикание у детей

Данное заболевание наиболее распространено и чаще всего проявляется в дошкольном возрасте. Это связано с недостаточной зрелостью больших полушарий и коры головного мозга, которые формируются к пяти годам.

У маленьких детей процессы возбуждения преобладают над торможением, что приводит к легкой передаче возбуждения от чувствительных волокон к двигательным, вызывая реакции, похожие на «короткое замыкание».

Артикуляционные движения (языка, губ и других органов) у детей слабы и недостаточно гибки, а координация оставляет желать лучшего.

Слух — ключевой элемент формирования речи, который начинает функционировать с первых часов жизни. Однако дети не всегда различают звуки, слоги и слова, что затрудняет понимание речи и приводит к смешиванию звуков.

С 2 до 4 лет происходит активное развитие ребенка и интенсивное формирование звукопроизношения и речи. Тем не менее, речевая функция еще не полностью развита, что создает дополнительную нагрузку на нервную систему и может вызывать сбои в ее работе.

Эти факторы объясняют нестабильность речи у детей и высокую вероятность нарушений.

Факторы риска развития заикания у детей

Они создают условия для заикания.

Эмоционально нестабильная нервная система

Маленькие дети часто плаксивы, раздражительны, имеют беспокойный сон и плохой аппетит, сильно привязаны к матери. Резкие изменения в окружении, такие как начало посещения детского сада или длительное отсутствие матери, могут спровоцировать заикание.

Раннее развитие речи

В возрасте одного года дети имеют ограниченный словарный запас (3-5 слов) и быстро его увеличивают. К 1,5-1,8 годам они начинают говорить целыми предложениями. При этом у малыша может сбиваться дыхание, когда он пытается произнести длинные фразы, так как его речевой аппарат и легкие еще не готовы к такому объему информации.

Позднее развитие речи

Дети, начинающие говорить позже, произносят первые слова только к двум годам, а развернутые фразы — не раньше трех. Заикание может быть вызвано двигательной расторможенностью нервной системы, из-за чего малыши говорят невнятно и неправильно произносят звуки.

Заикание у членов семьи

Дети могут подражать родителям или братьям и сестрам, что также способствует возникновению заикания.

Недостаток эмоционального контакта с окружающими

Дети часто испытывают нехватку ласки и внимания. Взрослые, погруженные в дела, не всегда уделяют внимание малышам, что может привести к заиканию как способу привлечь внимание.

Слишком строгое отношение взрослых к ребенку

Строгое воспитание, включая расписание и наказания, может сделать ребенка пугливым и зажатым, заставляя его бояться принимать самостоятельные решения.

Особенности речевого развития

В возрасте от 2 до 6 лет дети часто повторяют или растягивают слова и слоги, вставляют лишние звуки. Эта привычка может закрепиться и стать предпосылкой для заикания.

Физическое состояние ребенка

Частые простуды, аллергии и врожденные заболевания могут заставить ребенка чувствовать себя «не таким, как все». Ограничения от родителей, такие как запреты на определенные продукты или игры на улице, могут привести к замкнутости.

Частые визиты в медицинские учреждения могут вызвать «боязнь белого халата».

Овладение несколькими языками одновременно

Если родители говорят на разных языках, это может нарушить работу речедвигательных центров, так как малыш еще не достаточно владеет родным языком.

Завышенные требования к ребенку

Иногда родители требуют от ребенка выдающихся способностей, заставляя его заучивать сложные стихи для выступлений. При этом соответствующие зоны мозга еще не развиты, а мышцы артикуляционного аппарата не готовы к такой нагрузке.

Половой признак

Мальчики более подвержены риску заикания, чем девочки, так как у девочек двигательные функции развиваются быстрее, что делает их нервную систему более устойчивой.

Леворукость

У леворуких детей может нарушаться взаимодействие между полушариями мозга, что делает их нервную систему более уязвимой и отражается на развитии речи. Риск заикания возрастает, если леворукого ребенка пытались переучить на правую руку грубыми методами.

Наследственная предрасположенность

Существует вероятность наследственной передачи слабостей некоторых мозговых структур, участвующих в формировании речи.

Причины развития заикания у детей

Существует несколько категорий причин, которые могут пересекаться.

Состояние центральной нервной системы

Заикание чаще наблюдается у детей, перенесших заболевания нервной системы, такие как внутриутробная гипоксия, травмы при родах, черепно-мозговые травмы и инфекционные процессы, вызванные вирусами, бактериями или грибами.

После таких заболеваний могут оставаться остаточные эффекты, приводящие к структурным изменениям в головном мозге. Это вызывает недостаточность двигательных отделов мозга (например, центра Брока) различной степени выраженности, что нарушает передачу нервных импульсов к мышцам, отвечающим за речь. Для плавного произношения необходима слаженная работа центральной нервной системы.

Дети с такими проблемами часто отличаются эмоциональной лабильностью, повышенной впечатлительностью и тревожностью. Они могут испытывать трудности с адаптацией к новым условиям, например, при начале посещения детского сада, проявляя робость и беспокойство.

Перенесенные психические травмы

Стресс нарушает согласованность перераспределения тонуса мышц, участвующих в формировании речи. Это приводит к несогласованным сокращениям и расслаблениям мышц, вызывая судорожные повторения звуков, слогов и слов.

Стресс может быть острым (например, испуг, постоянный страх, утрата близкого человека, семейные конфликты) или хроническим, и сила его воздействия не имеет значения.

Заикание у взрослых

Заикание встречается редко и обычно начинается в детском возрасте, но может проявляться и у взрослых, что вызывает серьезные трудности. Люди с заиканием часто замыкаются в себе, становятся застенчивыми и нерешительными, избегают общения и боятся публичных выступлений.

Факторы риска возникновения заикания у взрослых

Мужской пол

Мужчины более предрасположены к заиканию, чем женщины. Профессор И. П. Сикорский объясняет это тем, что у женщин левое полушарие, где расположен двигательный центр Брока, развито лучше.

Наследственная предрасположенность

Существует врожденная слабость центральных отделов, отвечающих за речь, что может привести к нарушениям под воздействием неблагоприятных факторов, таких как стресс.

Причины развития заикания у взрослых

Стрессовые ситуации

Серьезная утрата близкого, наблюдение ДТП, военные конфликты, землетрясения и катастрофы.

Стресс нарушает координацию мышц, отвечающих за звукопроизводство, вызывая их несогласованное сокращение и расслабление. Это может привести к мышечным спазмам, что связывает эмоциональное состояние с речевыми нарушениями.

Заболевания центральной нервной системы

Черепно-мозговые травмы, нейроинфекции (вирусные, бактериальные, грибковые), энцефалиты, менингиты и другие заболевания нарушают передачу нервных импульсов от головного мозга к мышцам, отвечающим за речь.

У взрослых заикание может возникнуть после инсультов или наличия опухолей головного мозга (как доброкачественных, так и злокачественных), если они затрагивают участки, отвечающие за речь. Это создает механическое препятствие для передачи нервных сигналов.

В таких случаях заикание не связано с эмоциональным напряжением. Человек может заикаться даже в спокойной обстановке, наедине с собой, во время пения или разговора в хоре.

Виды заикания

Судороги классифицируют по форме, клиническим симптомам и характеру течения заболевания.

Виды заикания по форме судорог

  • Клоническое заикание — состояние, при котором возникают кратковременные спазмы, приводящие к повторению звуков и слогов.
  • Тоническое заикание — характеризуется длительными сокращениями мышц, вызывающими задержку в произнесении слов.
  • Смешанная форма включает признаки обоих типов нарушений речи.

Иногда к спазмам мышц языка, губ и мягкого неба добавляются непроизвольные и насильственные движения (судороги) мышц лица и/или конечностей.

Виды заикания по течению

  • Постоянное — заикание, которое сохраняется во всех ситуациях и формах речи.
  • Волнообразное — заикание, которое не исчезает полностью: оно то появляется, то уходит.
  • Возвратное (рецидивирующее) — дефект речи, который может исчезнуть, но затем вновь проявляется, иногда после длительных периодов без запинок.

Виды заикания по клиническим формам

Существует две разновидности логоневроза: невротическая и неврозоподобная, отличающиеся причинами и механизмами возникновения.

Невротическая форма

У пациентов отсутствуют данные о внутриутробной гипоксии или родовых травмах. Психические травмы (острый или хронический стресс) или раннее введение второго языка (в возрасте 1,5-2,5 лет) могут спровоцировать заикание. Это функциональное заболевание, мозговые структуры не повреждены, поэтому форма легче поддается лечению.

Характеристика детей, предрасположенных к невротической форме заикания

Дети с этой формой заикания часто робкие, впечатлительные, тревожные, обидчивые и плаксивые. Они боятся темноты, не могут оставаться одни, с трудом адаптируются к новым условиям и имеют проблемы со сном. Настроение часто меняется, чаще всего в худшую сторону.

Психическое, физическое и двигательное развитие соответствует возрасту. Речь формируется раньше: первые слова появляются к 10 месяцам, фразовая речь — к 16-18 месяцам. Через 2-3 месяца после начала фразовой речи дети начинают строить сложные предложения.

Темп речи ускорен: дети «захлебываются», не заканчивают слова, пропускают предлоги и другие слова, иногда речь бывает нечеткой.

Симптомы

У детей заболевание проявляется внезапно, обычно в возрасте от 2 до 6 лет. После психической травмы ребенок может временно перестать говорить (мутизм), на его лице читается страх. При возобновлении речи он начинает заикаться, становится раздражительным и плаксивым, плохо спит и боится говорить.

При введении второго языка возникает психическое напряжение, увеличивается нагрузка на речевой аппарат, особенно если ребенок не полностью овладел родным языком. Заикание усиливается под воздействием стресса или тревоги. Течение заболевания волнообразное: периоды заикания чередуются с моментами, когда ребенок говорит без запинок. Заболевание не ухудшается при болезни (например, повышенной температуре).

Невротическая форма может протекать как благоприятно, так и неблагоприятно. В первом случае возможно полное излечение, во втором — заболевание может стать хроническим.

При хроническом течении заикание усиливается. К 6-7 годам дети начинают неохотно общаться с новыми людьми, а к 11-12 годам их поведение меняется: они замыкаются, осознавая свой дефект и боясь произвести плохое впечатление.

Развивается логофобия — страх разговора с ожиданием речевых неудач, что создает замкнутый круг: запинки вызывают негативные эмоции, усиливающие заикание.

У взрослых логофобия становится навязчивой. Заикание возникает при мысли о необходимости общения или воспоминаниях о неудачных речевых контактах. В результате взрослые чувствуют себя социально неполноценными, у них пониженное настроение и страх перед речью, что приводит к отказу от общения.

Неврозоподобная форма

У пациентов в анамнезе часто обнаруживаются тяжелый токсикоз матери, угроза выкидыша, асфиксия или травмы при родах, что указывает на органическое поражение головного мозга. Эта форма заикания труднее поддается лечению.

Проявления неврозоподобной формы не зависят от внешних факторов.

Характеристика детей, предрасположенных к неврозоподобной форме заикания

В раннем возрасте такие дети часто крикливы, плохо спят, беспокойны и суетливы. Их физическое развитие может отставать от сверстников, движения неловкие, координация плохая, легко возбуждаются и раздражаются.

Дети плохо переносят жару, поездки и духоту, быстро утомляются при физической или интеллектуальной нагрузке.

У них наблюдается задержка в развитии речи, нарушено произношение, словарный запас формируется медленно, а фразовая речь появляется поздно.

Симптомы

У детей заикание обычно начинается в возрасте 3-4 лет без видимых причин и постепенно усиливается. Начало заболевания часто совпадает с формированием фразовой речи.

В первые полгода симптомы становятся более выраженными, «светлые» промежутки отсутствуют. Заболевание протекает на «одной ноте».

Дети добавляют лишние слова и фразы (эмболофразия): «а», «э», «ну» и другие. Темп речи может быть как ускоренным, так и замедленным, часто наблюдается нарушение дыхания во время речи.

Также у детей отмечается недостаточная подвижность и координация органов артикуляции, рук и ног. Судороги могут возникать в мимической мускулатуре лица или рук. У таких детей часто наблюдается плохое развитие музыкального слуха.

При обследовании у большинства детей выявляется органическое поражение головного мозга остаточного характера. Это может приводить к снижению памяти и работоспособности, быстрой утомляемости, головным болям, дефициту внимания и гиперактивности.

У взрослых при хроническом течении этой формы заболевания часто наблюдаются тяжелые судороги в речевом аппарате. Речь может сопровождаться кивательными движениями головы, однообразными движениями пальцев, покачиванием туловища и другими. Это означает насильственное сокращение мышц, не связанных с речью.

При тяжелой форме общения становится утомительным, и вскоре после начала разговора взрослые начинают жаловаться на усталость и отвечают односложно.

Кроме того, взрослые испытывают трудности с адаптацией, у них понижены память и внимание, повышена утомляемость.

Занятия с логопедом приносят облегчение большинству пациентов, но только при регулярной и длительной работе.

К какому врачу обращаться?

Развитие заикания может быть вызвано множеством факторов, поэтому его лечение требует комплексного подхода с участием различных специалистов.

Невропатолог и психиатр занимаются терапией заболеваний нервной системы с помощью медикаментов.

Психотерапевт использует техники психотерапии, такие как гипноз и аутотренинг, для работы с пациентами.

Психолог исследует личность пациента, выявляет уязвимые стороны и помогает их преодолеть. Он обучает навыкам общения в различных ситуациях и способствует эмоциональному и творческому самовыражению.

Логопед фокусируется на коррекции речи. Его задача — обучить правильному дыханию, использованию голоса и плавному общению. Логопед не только исправляет произношение, но и помогает пациенту осознать, что говорить можно легко, что снижает страх перед заиканием.

Иглорефлексотерапевт воздействует на определенные точки с помощью игл, что помогает снять нервное напряжение и улучшить кровообращение в головном мозге.

Инструктор по лечебной физкультуре с помощью специальных упражнений помогает пациентам развить координацию и научиться двигаться свободно.

В каком возрасте лучше начать лечение у детей?

Если ваш ребенок начал заикаться, не откладывайте визит к специалисту. Лучшие результаты достигаются при обращении к врачу в течение 3-6 месяцев с момента появления проблемы.

Наиболее успешное лечение наблюдается у детей 2-4 лет, в то время как у подростков 10-16 лет результаты могут быть менее удовлетворительными. Это связано с повышенной чувствительностью, стремлением к независимости и замкнутостью, что негативно сказывается на эффективности терапии.

Лечение заикания

Процедура проводится в стационаре или амбулаторно. В лечении применяются методы психотерапии, лечебная физкультура и медикаменты: успокаивающие средства, антидепрессанты, витамины и другие.

Методики лечения заикания

Существует множество подходов, направленных на синхронизацию работы речевых центров. Эти методы основаны на торможении речевого центра Брока и активации других двигательных зон.

В статье представлены некоторые методы коррекции заикания у детей и взрослых.

Устранение заикания у дошкольников

«Коррекция заикания у детей дошкольного возраста через игровые методы» — методика И.Г. Выгодской, Е.Л. Пеллингер и Л.П. Успенской

Курс длится 2-3 месяца и включает 36 занятий.

Методика основана на создании игровых ситуаций, развивающих навыки самостоятельной речи у детей с заиканием. Это помогает им переходить от простого общения к сложным фразам. В каждом этапе проводятся логопедические занятия с упражнениями для расслабления мышц и снижения эмоционального напряжения.

Методология L.N. Смирновой «Логопедия в контексте заикания»

Методика включает систему игровых упражнений на 30 недель, что соответствует учебному году. Рекомендуется проводить занятия ежедневно по 15-20 минут утром.

Цели

  • Коррекция речевых навыков и развитие личности
  • Формирование чувства ритма и темпа речи
  • Улучшение внимания и памяти
  • Развитие мелкой моторики и расслабление мышечного тонуса
  • Повышение речевой и двигательной координации

Методика Силивестрова

Курс длится 3-4 месяца и включает 32-36 занятий.

Методика состоит из трех этапов:

I. Подготовительный этап. Создается спокойная атмосфера, ограничивается речевое взаимодействие, активизируется работа ребенка над речью.
II. Тренировочный этап. Переход от тихой речи к громкой, от спокойных видов деятельности к эмоциональным. Используются активные и творческие игры с участием родителей.
III. Закрепительный этап. Устная речь закрепляется в сложных ситуациях, таких как беседы и рассказы.

Устранение заикания у подростков и взрослых

Методика В.М. Шкловского

Методика сочетает подходы психиатра, невропатолога и психотерапевта. Курс лечения длится 2,5–3 месяца, в течение которых пациент находится в стационаре.

Методика включает четыре этапа:

I. Обследование для выявления причин заикания.
II. Коррекция устоявшихся навыков и нарушенного восприятия.
III-IV. Речевые тренировки в привычной обстановке, что способствует развитию речевой активности и укреплению уверенности в способности справляться с заиканием.

Затем проводится профилактика рецидивов.

Методика Л.3. Арутюнян

Лечение начинается в стационаре на 24 дня, после чего проводятся пять курсов по пять-семь дней в течение года.

Методика состоит из нескольких этапов:

  • Устранение речевых судорог.
  • Снижение тревожности, связанной с речью.
  • Осознание пациентом своего состояния и уверенность в выздоровлении.

Ключевая особенность методики — синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. Это создает новое психологическое состояние, в котором речь пациента становится связанной с спокойствием, правильной интонацией, мимикой и уверенной осанкой. Изначально речь может быть медленной, но это позволяет пациенту говорить без судорожных запинок уже с первых занятий.

Новые методики для лечения заикания

Комплекс BreathMaker

Методика «протезирует» речевое взаимодействие между центром Брока, отвечающим за речь, и центром Вернике, который распознает речь.

Суть методики

Заикающийся человек говорит в микрофон, его речь записывается и обрабатывается специальной программой. Исправленная версия передается в наушники, где анализируется центром Вернике, что помогает правильно воспринимать информацию. Это снижает напряжение в центре Брока.

Подход направлен на преодоление психологической зависимости и неуверенности пациента. При малейших запинках он начинает думать, что его осуждают, что усиливает возбуждение речевых центров и усугубляет проблему.

Мотивация — основа лечения

Люди с логоневрозом часто обладают творческими способностями, чувствительны и впечатлительны, но могут проявлять инертность или лень. Со временем они адаптируются к своему состоянию, извлекая из него преимущества: реже вызывают к доске, освобождают от устных опросов.

С проблемой речи можно и нужно бороться. Не существует «волшебной» таблетки от заикания.

Что могут сделать родители?

Маленькие непоседы — особая категория пациентов. Объяснить ребенку, что нужно помолчать или не смотреть любимый мультик, сложно. Из-за незрелости нервной системы дети не умеют ждать, поэтому родителям стоит запастись терпением и использовать некоторые приемы.

Организуйте режим дня.
Обеспечьте ребенку не менее 8 часов сна в сутки (при необходимости добавьте дневной сон), исключите активные и компьютерные игры вечером. Ограничьте время просмотра мультфильмов и не показывайте новые серии во время лечения, чтобы снизить нагрузку на речевые центры.

Создайте условия для общения.
Дети не заикаются наедине с собой, поэтому старайтесь не обращаться к ребенку первыми. Разговаривайте спокойно, не спеша и четко произнося слова. Используйте вопросы, на которые можно ответить коротко. Если ребенку сложно произнести фразу, произнесите её вместе.

Соблюдайте речевой режим.
Читайте только знакомые книги, не просите ребенка пересказывать сказки или учить стихотворения — для этого будет время позже. Выбирайте тихие места для прогулок. Лучше играть в спокойные игры (например, собирать конструктор, лепить, рисовать), чтобы ребенок мог комментировать свои действия, ведь наедине с собой он не заикается.

Следите за питанием.
В рационе ребенка должна преобладать растительно-молочная пища. Ограничьте шоколад, сладости, острые, соленые и жареные блюда.

Что делать взрослым пациентам?

Лечение требует долгого и тщательного труда как со стороны врача, так и пациента. Перед началом терапии они заключают договор: врач лечит, а пациент следует рекомендациям, выполняет упражнения и, при необходимости, соблюдает режим тишины.

Преодолев страхи, пациент должен «войти» в заикание. Это включает ведение дневника выступлений, инициативу в общении (например, рассказывание анекдотов или историй). Такая стратегия приносит хорошие результаты, как показывают примеры знаменитостей, преодолевших свою проблему.

Вопрос-ответ

Каковы причины заикания?

Фактором, провоцирующим усиление признаков заикания, является психоэмоциональный стресс – конфликты на работе, проблемы в личной жизни, волнение, связанное со внешними обстоятельствами, переутомление. На фоне этих же ситуаций данный вид нарушений речи у взрослых может даже возникнуть впервые, но это единичные случаи.

В чем причина заикания?

Приобретённое или позднее заикание встречается относительно редко и встречается у детей старшего возраста и взрослых в результате черепно-мозговой травмы, инсульта или прогрессирующего неврологического заболевания. Также может быть вызвано приёмом некоторых лекарственных препаратов, лекарств, а также психологической или эмоциональной травмой.

Что является главной психологической причиной возникновения заикания?

Психологические факторы, ведущие к появлению заикания, могут быть и следующими: хроническое стрессовое воздействие, в особенности неблагоприятная психологическая обстановка: буллинг, эмоциональное насилие, конфликты в семье, психологическая травма – насилие, развод родителей, переезд, глобальные катастрофы и т. д.

Советы

СОВЕТ №1

Обратитесь к специалисту. Если вы или ваш ребенок испытываете трудности с речью, важно проконсультироваться с логопедом или неврологом. Они помогут определить причины заикания и предложат индивидуальный план лечения.

СОВЕТ №2

Практикуйте расслабляющие техники. Стресс и напряжение могут усугублять заикание. Попробуйте методы релаксации, такие как глубокое дыхание, медитация или йога, чтобы снизить уровень тревожности и улучшить речевые навыки.

СОВЕТ №3

Регулярно занимайтесь речевыми упражнениями. Логопед может предложить специальные упражнения для улучшения fluency. Практикуйте их ежедневно, чтобы укрепить уверенность в своих речевых способностях и уменьшить проявления заикания.

СОВЕТ №4

Создайте поддерживающую среду. Окружите себя людьми, которые понимают вашу проблему и готовы поддержать. Избегайте ситуаций, которые могут вызывать стресс, и старайтесь общаться в комфортной обстановке.

Ссылка на основную публикацию
Похожее